ТВОЯ ПРОФЕССИЯ
АДРЕСА ВУЗОВ
Донецкая область
Закарпатская область
Ивано-Франковская область
Кировоградская область
Луганская область

Твоя будущая профессия
Советы сдающему экзамены


     Начнем с внешнего вида. Выглядеть нужно опрятно. Прежде всего, это касается мужчин - женщины и так, от природы, всегда опрятны и привлекательны. Никакой двух дневной щетины не должно быть. Хотя и говорят, что перед экзаменом бриться и стричься – плохая примета, лучше уж побриться; зачем пугать преподавателя (да и не боятся наши преподаватели уже ничего). Обязательно причесаться, умыться и т.д. Пусть Вы всегда ходили взъерошенным, неумытым, но на экзамен придите в хорошем виде – преподавателя таким способом Вы уже расположите к себе. А это уже полдела. Вспомните мудрость: "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Ведь преподавателю наверняка приятно будет думать, что Вы так прихорошились ради него (пусть это и не так), что Вы уважаете его, как человека, а не как страшного садиста с жизненным принципом "каждой твари - по паре". Девушкам так же можно дать совет по поводу косметики. Не надо ничего очень яркого, бросающегося в глаза, никаких красно-зелено-синих волос, ногтей, бровей и т.д. Понятно, что хочется выделится, или произвести впечатление на профессора, но экзамен – не место, где нужно выделяться чем-то, кроме знаний.

     Теперь поговорим об одежде. Психологи советуют: "Больше синих и голубых оттенков в одежде". Данные оттенки на подсознательном уровне располагают к себе преподавателя. Сине-голубые цвета символизируют чистоту, открытость, целеустремленность, сдержанность. Не рекомендуется надевать на экзамен одежду пеструю, контрастную, вызывающую. Многим нравится, особенно в жаркую погоду, приходить на экзамен в шортах, майке и шлепанцах. Поверьте, лучше всего этого не одевать. Вы автоматически настроите преподавателя против себя. А это уже чревато последствиями. Кроме того, в такой одежде проблематично спрятать шпаргалки, а это еще один минус.

     На экзамене нужно иметь, кроме всего вышеуказанного, "свежий", бодрый вид, ничего не должно отвлекать от самого экзамена. Вот несколько советов как добиться этого, а точнее, как не добиться обратного результата.

     Во-первых, за день до экзамена нужно обязательно отказаться от спиртных напитков и лечь спать как можно раньше (хотя бы раз это сделать можно). Не следует засиживаться до поздней ночи, готовя ответы. Оставьте все и ложитесь спать, пусть даже что-то не успели. Уж лучше с утра повторить (только не перед самим экзаменом). Свежий, выспавшийся мозг, гораздо важнее. В полусонном состоянии и мысли полусонные, мышление заторможено и то, что знали до этого хорошо, может просто не вспомниться. И наоборот, если "голова варит", то можно что-нибудь додумать, придумать, вспомнить.

     Во-вторых, поешьте перед экзаменом, но только не переедайте. Давно известно, что когда человек испытывает чувство голода (или наоборот, переел), его мозг автоматически переключается на это чувство, а это уже отвлекает от мыслительной деятельности.

     В-третьих, нужно стараться быть как можно более спокойным. Хотя это сделать не просто, даже будучи хорошо подготовленным. Психологами установлен факт того, что даже слова "экзамен", "сессия" вызывают у студентов чувство тревоги, беспокойства, вплоть до повышения кровяного давления. Так, что экзамен – это стресс, а со стрессом надо бороться. Попробуйте выйти из дома немного пораньше, пройдитесь пешочком, расслабьтесь, дышите полной грудью. Постарайтесь не думать о предстоящем экзамене, тем более о том, что "завалитесь". Думайте о чем-нибудь приятном. Если не получается отвлечься от предстоящего экзамена, попробуйте представить, что после экзаменов начнутся каникулы, как Вы там будете отрываться. Это и есть приятные мысли.

     Далее, придя к месту сдачи, старайтесь также поменьше разговаривать о предстоящем событии, выслушивать истории о чьих-то проблемах со сдачей, говорить всем, что обязательно не сдадите (будете себе это внушать -- и вправду не сдадите). В противном случае, Вы прибавите к вашим волнениям еще и волнения собеседника. Однако здесь есть исключение. Нужно постараться разузнать до экзамена как можно больше: кто и как принимает, какие вопросы задает, можно ли подглядеть, спросить, проконсультироваться и т.д. Это будет очень полезно. Для этого достаточно послушать выходящих из аудитории студентов, если Вы, конечно, не заходите первым. Вообще нужно как можно больше слушать и впитывать, как губка. Даже находясь в аудитории, не забывайте об этом. Слушайте сами, какие вопросы задает преподаватель, какие у него возникают реакции на те или иные предложения. Постарайтесь узнать как можно больше о нем. Может, он истинный и фанатичный коммунист, а Вы перед ним кроете Ленина, Сталина, на чем свет стоит. Также слушайте ответы студентов и используйте их для своих ответов, если чего-то не знаете (или ничего не знаете). Итак, расслабьтесь, успокойтесь, установите перед собой цель, что сдадите этот экзамен, и все у Вас получится!

     Вот и начался экзамен. Вы вытянули билет и с ужасом обнаружили, что не знаете ответы на вопросы. Не спешите расстраиваться и сразу же менять билет. Во-первых, такая ситуация не такое уж и редкое явление т.к. от волнения многое забывается. Во-вторых, если даже разрешат поменять билет, то оценка, как правило, снижается на один бал, чего нам с вами не надо. В-третьих, второй билет может оказаться еще хуже первого. Так что успокойтесь, сядьте на место и несколько раз прочитайте и хорошенько обдумайте все вопросы. Ну вот, уже кое-что вспоминается. Записываем эти мысли на бумагу. Вообще, если нет точного ответа на вопрос, то записываем все, что так или иначе, связано с вопросом. Потом из этих мыслей может быть составлен достаточно неплохой ответ на вопрос, да и в процессе записи мыслей может вспомниться что-то новое.

     Итак, анализируем все вопросы и выбираем самые важные из них, которые приносят больший результат, либо те, на которые уже есть ответ. Не следует сразу браться за сложный вопрос. Есть вероятность, что, отвечая на сложные и объемные вопросы, вы потеряете много времени, в результате не останется времени для ответа на другие вопросы. Кроме того, можно вообще не найти ответ на вопрос и потеряв много времени, не успеть ответить на другие вопросы. Уж лучше ответить на другие, но легкие вопросы, чем вообще не ответить. Так что, сделайте наброски в виде тезисов на несложные вопросы, ответ на которые не вызывает сомнений и уже затем переходите к другим вопросам. У данного метода есть еще одно важное преимущество: преподаватель может по каким-либо причинам отвлечься, например, слушая ответ другого студента, и тогда мы можем смело воспользоваться заранее заготовленной шпаргалкой.

     Не забудьте набросать на листочке план ответа и основные тезисы, содержание которых Вы будете раскрывать. Это поможет при ответе, и не позволит забыть что-то важное. Как правило, на экзамене можно использовать такие записи и проблем не должно возникнуть. Если есть время, то можете записать весь ответ на вопрос на бумаге, так вы будете точно спокойны, что что-нибудь не вылетит из головы.

     Ответ готов, но не торопитесь идти отвечать. Мысленно проговорите свой ответ про себя, так могут обнаружиться какие-либо грубые ошибки и вы лучше будете ориентироваться в ответе. После этого сидим и слушаем ответы других студентов, особенно, какие вопросы задает преподаватель. Очень часто вопросы совпадают и, зная вопрос, заранее готовим на него ответ. Да его и готовить не надо – преподаватель или студент сами все расскажут, остается только внимательно слушать.

     Скажем несколько слов о шпаргалках. Во-первых, зная, что у вас в кармане (на ноге, на руке, под партой, на спине у преподавателя и т.д.) шпаргалка вы будете себя чувствовать чуть-чуть увереннее. Но… надеяться на шпаргалки не следует. Возможность их использовать может и не появиться (например, вас могут посадить на первую парту или преподаватель будет наматывать круги по кабинету и заглядывать ко всем под парты). Шпаргалка – это лишь небольшая помощь. Ее следует доставать только, если абсолютно не знаешь ответ на вопрос и терять уже не чего. Если же, вы большую часть ответа знаете, то лучше не рисковать. Как показывает опыт, только четверть шпаргалок остается незамеченной. Так что лучше ответить то, что знаешь, чем быть удаленным с экзамена за нарушение “правил списывания”. Вот еще несколько советов по написанию и использованию шпаргалок:

  • шпаргалку нужно писать только самому: так вы будете в ней ориентироваться и понимать все сокращения. Брать шпаргалки у кого-то, как правило, бесполезно;
  • записывать в шпаргалку нужно только основные тезисы, поскольку ее объем и возможности чтения ограничены;
  • шпаргалки или места их расположения должна быть по возможности уникальными. У необычно спрятанной или сделанной шпаргалки гораздо больше шансов. Поверьте, что основные места и виды шпаргалок уже давно известны преподавателям и именно туда они будут устремлять свой взор;
  • нахально выложив шпаргалку на стол, у вас меньше шансов быть пойманным, чем постоянно заглядывая куда-нибудь вниз.


     Ну вот и наша очередь подошла идти отвечать на билет. Делаем спокойный, уверенный вид. Не следует вести себя нагло, тогда у преподавателя появится желание вас "утихомирить", и в тоже время не надо подходить с опущенными глазами, покрасневшим и дрожащим, у нехорошего преподавателя появится желание вас "добить". Выберите средний вариант. При общении с преподавателем смотрите ему прямо в глаза, старайтесь больше слушать, ни в коем случае не перебивайте его.

     Отвечать, по возможности, следует четко, точно и последовательно, не надо лить лишнюю воду, экзаменаторы этого не любят. Если что-то не знаете, то ни в коем случае не молчите. Говорите все что знаете. Лучше ответить не правильно, чем промолчать. Если все-таки мысль ни как не идет, то прервитесь и скажите, что пытаетесь сформулировать мысль, а сами в это время подумайте.

     По возможности, следует выбрать быстрый темп речи, использовать непонятные выражения, слова. Это, во-первых, придаст вам вид уверенного, солидного человека, знающего ответ, во-вторых, преподаватель, чтобы не показать свою неграмотность, не будет переспрашивать вас, в-третьих, он может вообще отвлечься от смысла речи и не заметить ошибки. А если заметит, то поправит вас и возможно сам даст правильный ответ.

     Отвлеките внимание преподавателя какими-либо циклическими движениями, например, вертите в руках листочек с планом ответа, рисуйте на нем же кружки. Так вы отвлечете преподавателя от своего ответа. Если же для вас это трудно или что-то не получается, то наоборот, постарайтесь превратить экзамен в дискуссию вас и экзаменатора. Сделайте его активным участником вашего ответа. Если есть хоть какие-то подходящие аргументы, то больше спорьте, доказывайте свою точку зрения. Таким образом, вы и преподаватель достигнете равноправного положения, а это уже полдела, так как равному себе человеку трудно поставить неудовлетворительную оценку.

     Если не уверены в правильности ответа, то не показывайте этого, а наоборот, громко с выражением, с интересом к этой теме, излагайте ваши мысли. Создайте эффект, что вы точно в этом уверены. Приврите, что в книге, по которой вы готовились, написано именно так, тогда преподаватель, скорее всего, не будет спорить и ошибку вам не засчитает.

     Ну вот, вы ответили на все вопросы и преподаватель спрашивает вас, какую оценку вы поставите сами себе (такое часто бывает). Ни в коем случае, не говорите оценку, на которую вы на самом деле ответили (если конечно это не "пятерка") и тем более не называйте заниженную оценку. Скромность здесь не уместна. Если преподаватель вас спрашивает о желаемой оценке, то, скорее всего, он не хочет обижать вас заниженной оценкой, он колеблется в выборе. Оцените ваш ответ и уверенно назовите оценку, завышенную на бал. То есть, если ваш ответ на самом деле "тянет на двоечку", то говорите "три" или даже "четыре". Но только не слишком наглейте. Разница не должна превышать полутора баллов.

     Так, что сдача экзаменов – это целое искусство, которое постигается только длительными тренировками. Не стоит бояться экзаменов, надо верить в свои умения, знания и силу и ВСЕ У ВАС ПОЛУЧИТСЯ!

Автор -- Невежин Евгений


Частичная или полная перепечатка или иное использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения автора. Ссылка на источник обязательна.
Реклама на сайте www.artmile.ru:
ТВОЯ БУДУЮЩАЯ ПРОФЕССИЯ
НАШИ ДРУЗЬЯ